Знакомство с героем-земляком Великой отечественной войны Знаменским Виктором Ивановичем.
Программные задачи:
Расширять представления детей о войне и детях военных лет, как они защищали Родину (в годы Великой Отечественной войны, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов) .
Учить детей интервировать собеседника.
Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
Формировать нравственно-патриотическое отношение к детям- героям ВОВ.
Активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего.
Словарная работа:
фронт, тыл,, дети-герои, ВОВ, победа, Родина подвиг.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, просмотр диафильмов, посещение памятников погибшим героям, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику героям ВОВ, просмотр портретов Детей-Героев ВОВ.
Оборудование:
проигрыватель, записи с песнями «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, иллюстрации, портретов Детей-Героев ВОВ.
Презентация фильма «Помним их имена».
ход занятия
1. Дети стоят около воспитателя (педагог оформляет стенд о войне, звучит песня День Победы) .
Дети, вы знаете, что это за песня (предполагаемые ответы детей) .
Давайте послушаем эту песню все вместе. (дети сами садятся на стулья)
2.(Звучит музыка на мультимедийной доске появляются портреты Детей-Героев ВОВ)
3. Ребёнок поднимает руку. –А я знаю стихотворение о Дне Победы. (педагог предлагает рассказать стихотворение всем детям)
Пусть люди этот день не позабудут!
(О. Климчук)
4. Педагог: Что вы знаете об этом празднике?
Дети: Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа.
Педагог: Совершенно верно это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.
5. Педагог: Рассказ о ВОВ.
А сейчас я вам немного расскажу, как начиналась война.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»(ответы детей)
Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.
Педагог: Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Скажите, у кого есть родственники, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны?
Дети. Солдатами, медсестрами.
Педагог: Скажите, а каким должен быть солдат?
Дети: Предполагаемые ответы детей (ловким, отважным, бравым, смелым и т. д.)
6. Песня с движениями (Бравые солдаты)
Педагог: Мы знаем, что совсем не просто пришел к нам этот день. Его завоевали наши доблестные герои, а в те военные годы героями становились не только, взрослые, но и подростки. Но сегодня я хочу познакомить вас с нашим героем-земляком города Лебедянь Знаменским Виктором Ивановичем, который во время войны был сыном полка. К сожалению его с нами нет, но узнать о его судьбе нам поможет его супруга.
Дети сегодня у нас в гостях супруга Виктора Ивановича Нина Сергеевна.
Уважаемая Нина Сергеевна дети подготовили для вас подарок-стихотворение.
7. Сын полка
Александр Фоменков
8. Н. С. Что вас конкретно интересует? Давайте вы меня спрашивайте, а я буду рассказывать.
Педагог: Я, предлагаю беседу с Н. С. записать на диктофон, чтобы мы ещё раз могли послушать рассказ о героях войны. Поэтому сегодня вы будете в роли корреспондентов. (в центре стоит микрофон дети по очереди задают вопросы) .
Первым вопрос задаёт педагог: Уважаемая Н. С. скажите где родился В. И.
Ответ: село Ракитино Лебедянский район.
Дети: Н. С. Какая у него была семья?
Ответ: В семье было 6 детей. Витя самый младший. Его мама рано умерла и всех детей воспитывал отец. Семья была бедной и часто дети были голодными.
Дети: Н. С. почему его назвали сыном полка?
Ответ: Однажды в село пришла в короткий отпуск женщина разведчица. Она увидела на окраине села около одного из домов мальчика-подростка. Витя сидел на большом камне и играл на гармошке. Женщине очень понравилась игра мальчика. Позже она узнала о трудностях его семьи, поговорила с отцом Вити, и они решили, что Витя пойдёт играть на гармошке в госпиталь для раненых, где ему будет не так голодно, а бойцы будут идти быстрее на по правку. По приезду в госпиталь Вите выдали военную одежду и он стал полноправным бойцом. Детей на фронте называли сыном полка.
Педагог: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Песня помогала быстрее выздоравливать раненному. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова : «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне! ».
Дети: Н. С. как он попал на фронт?
Н. С. : Ему было 14 лет, но выглядел он гораздо моложе. Витя был маленького роста, худенький, юркий, поэтому он понимал, что на передовую его ни когда не возьмут, тогда он и принял решение сбежать из госпиталя. Так вот Витя попал на фронт, где продолжал играть на гармошке в окопах.
Дети: Н. С. : Что ему ещё приходилось делать?
Н. С. : Он был ещё разведчиком. Витя был очень смышлёный, ему поручали выход в город, занятый немцами для того, чтобы он узнал где находятся склады с оружием и место нахождение самих немцев. Подросток брал с собой гармошку и таким образом не вызывая ни какого подозрения у фашистов собирал информацию о них. Виктор был награждён медалью «За Отвагу».
Педагог: Дети, как бы вы назвали мальчика Витю?
Дети: Героем.
Дети: Н. С., а рассказывал ли Вам В. И. на каких ещё инструментах играли во время Великой Отечественной войны?
Н. С. : Да, на ложках, на балалайке, на аккордеоне.
9. Педагог: Уважаемая Н. С. мы с детьми от всей души благодарим вас за содержательный рассказ о таком замечательном герое, о нашем земляке В. И. И у нас для вас есть музыкальный подарок в исполнении нашего ансамбля «Задорные ложкарята».(дети играют)
10. Н. С. : Дарит книгу о Викторе Ивановиче.